понедельник, 18 февраля 2013 г.

Струве В.Я. "Этюды звёздной астрономии", 1953


Предыстория

Книга «Этюды звёздной астрономии» В.Я. Струве попалась мне на глаза совершенно случайно и по очень приятной цене. Случилось это ещё осенью 2012 года на известном вам интернет-аукционе «Молоток».

Нужно сказать, что книги серии «Классики науки», издававшиеся АН СССР в середине прошлого века, сейчас купить довольно-таки проблематично, а их цена доходит до нескольких тысяч рублей, поэтому я купил «Этюды звёздной астрономии» практически не раздумывая — ещё раз такой шанс вряд ли предоставится.




Выходные данные

Василий Яковлевич Струве
«Этюды звёздной астрономии»

Серия «Классики науки»

Перевод профессора М.С. Эйгенсона
Редакция члена-корреспондента АН СССР А.А. Михайлова

Тираж 5000 экз.

Издательство Академии наук СССР
1953



Аннотация издательства

Аннотация издательства отсутствует, хотя для этой книги она и не нужна: «целевой аудитории» данного издания труды В.Я. Струве известны и в представлении не нуждаются.


О чём

Сразу нужно сказать, что эта книга — не научно-популярное издание, а именно научные труды выдающегося русского астронома Василия Яковлевича Струве, заложившего основы звёздной астрономии.


В книге представлены два труда Струве: его известная работа «Исследования распределения звёзд в пространстве и Млечного пути» и менее известный и масштабный труд «О расстояниях неподвижных звёзд (по исследованию г-на А.Ф. Петерса, астронома Центральной обсерватории)».

Собственно, названия трудов отражают их содержание: это исследования распределения звёзд на небе, из которых делаются выводы о том, что же представляет собой Космос и Вселенная. А так как это научные труды, то они написаны довольно-таки сухим языком, без излишеств, с таблицами, формулами и прочими вещами.


Читается не на одном дыхании, но достаточно интересно.


Интересное

Из интересного можно отметить то, что Струве — гениальный астроном, который в XIX веке сделал предположения, подтвердившиеся в наше время.

Например, ученый сделал вывод, что Млечный Путь — это что-то вроде диска из звезд, и сейчас мы знаем, что это так. Ну и Струве предположил о том, что космос не абсолютно прозрачен, а наполнен ослабляющей свет звёзд пылью.

Да, и труды написаны в духе времени, они содержат множество сносок и примечаний, которые вынесены в конец книги. Причём в книге два вида примечаний — оригинальные примечания учёного, и примечания, сделанные редакцией. Поэтому при чтении книги необходимо иметь сразу три закладки, две из которых нужно держать на примечаниях.


Иллюстрации

В книге иллюстраций как таковых нет, присутствует только портрет В.Я Струве, да несколько небольших декоративных картинок.


Субъективное мнение

Что можно сказать о книге? Стоит ещё раз повторить, что это не научно-популярное издание, а вполне себе настоящий научный труд, который читается скучновато, но местами занимательно. Главное — не потерять нить рассуждений автора, иначе можно не понять, о чём вообще идёт речь.

Но несмотря ни на что, мне книга понравилась.


Итого

Подводя итог, можно сказать одно: книга «Этюды звёздной астрономии» Струве — это отличное издание, которое лично мне интересно хотя бы потому, что я сам интересуюсь историей науки. Поэтому книга заняла почётное место в моей библиотеке и ещё сослужит мне службу при написании моих новых книг.


Комментариев нет:

Отправить комментарий